Пять раз проверь, один — налей
Как в России контролируется качество бензина
Привычка — вторая натура. Эту пословицу оправдывают многие российские автовладельцы, которые еще с 1990-х привыкли не доверять поставщикам топлива и искать «ту самую» АЗС с гарантированным качеством. А в это время нефтяные компании, такие как «Татнефть», тратят существенные средства на создание системы контроля за своей продукцией — от скважины до заправочного пистолета «той самой» АЗС.
Дело чести
В современном мире автозаправочные станции стали своеобразной визитной карточкой для крупных нефтяных компаний, а доказанное качество топлива — залогом успеха на розничном рынке. Именно поэтому его игроки готовы вкладывать миллиарды рублей в совершенствование своей продукции и создание системы отслеживания ее качества на пути к конечному потребителю.
Так, например, инвестиции компании «Татнефть» в принадлежащий ей нефтеперерабатывающий комплекс «Танеко» (объем переработки более 13 млн тонн нефти) в 2022 году составят почти 50 млрд рублей. Об этом в октябре сообщал премьер-министр Татарстана Алексей Песошин.
Завод был запущен в эксплуатацию в 2011 году и стал одним из немногих построенных в России с нуля за последние 30 лет. Благодаря этому производство «Танеко» не имеет равных по уровню технологической оснащенности и позволяет получать уникальное всесезонное топливо, не имеющее аналогов, отмечают в «Татнефти».
Завод выпускает все наиболее востребованные марки нефтепродуктов, которые, по независимым оценкам экспертов, намного опережают требования действующих стандартов по уровню содержания серы, бензола, ароматических углеводородов и олефинов. Более низкое содержание вредных веществ позволяет сократить рост углеродных наслоений на внутренних элементах двигателя и снизить суммарную токсичность выхлопных газов.
Тернистый путь до потребителя
Как укажет любой автолюбитель, мало произвести хорошее топливо, его еще нужно доставить в неизменном виде до заправочной колонки, ведь традиционно для увеличения его количества качество нефтепродуктов снижалось недобросовестными поставщиками на нефтебазах или непосредственно на АЗС. Несмотря на то, что топливо, производимое на российских НПЗ, уже очень высокого качества, его потеря может произойти где-то в процессе доставки, реже при хранении, поэтому для компании, владеющей сетью АЗС, особенно важно контролировать процесс доставки топлива и проводить регулярный инспекционный контроль. Чтобы исключить такой вариант, «Татнефть» выстроила соответствующую многоступенчатую систему контроля, в рамках которой можно поэтапно проследить маршрут нефтепродуктов на всем цикле их производства и сбыта.
Первоначально качество выпускаемого топлива тестируется на нефтеперерабатывающем заводе «Танеко». Как поясняют в компании, ее цель — абсолютная уверенность, что реализуемое топливо соответствует требованиям технического регламента и заявленного нормативного документа на топливо.
Там отмечают, что контроль качества на нескольких этапах дает возможность вовремя обнаружить несоответствие, если оно произошло, выявить этап, на котором произошла потеря качества, и не допустить реализации не соответствующего по качеству топлива клиентам. В частности, продукция проходит целую серию лабораторных исследований перед отправкой по железной дороге на терминал хранения. Комплекс, где хранится бензин «Танеко», расположен в Ломоносове на площади в 10 гектаров на побережье Финского залива в районе железнодорожной станции Бронка.
Там «Татнефти» принадлежит 12 емкостей для хранения нефтепродуктов объемом в 40 тыс. тонн.
10
гектаров
Площадь
комплекса
12
емкостей
Для хранения
нефтепродуктов
40
тыс. тонн
Объем
хранилища
Компактным терминалом, построенным в 1999 году по финским стандартам, управляет Северо-Западное подразделение рознично-сбытовой сети компании «Татнефть». Его главная задача — непрерывно пополнять запас топлива сети АЗС «Татнефть» в Санкт-Петербурге, Псковской и Новгородской областях.
На заправки с терминала топливо доставляется специально оборудованными автоцистернами. И на этом этапе нефтепродукты проходят очередную проверку: пробы бензина берутся прямо из железнодорожных цистерн до его слива в резервуары.
Получите — распишитесь
Каждая партия, подготовленная к отгрузке, проходит лабораторный контроль для выпуска паспорта на топливо.
Портовые терминалы топливо покидает в специально оборудованных датчиками контроля автоцистернах профессиональных логистических компаний.
Машина каждую минуту и километр своего пути находится под наблюдением компании, что гарантирует доставку нефтепродуктов в полном объеме и с изначальными показателями качества.
Таким образом топливо доставляется на станции розничной сети структуры компании «Татнефть-АЗС-Северо-Запад», которая включает 114 АЗС.
Всего компании
«Татнефть» принадлежит
На заправочных комплексах, куда топливо доставляется с паспортом качества, после разгрузки в танки АЗС независимая лаборатория отбирает пробу по графику, известному только ее специалистам, чтобы избежать фальсификации со стороны сотрудников АЗС.

Помимо этого, систематически проходят отборы проб непосредственно из топливных пистолетов, которые становятся неожиданностью даже для персонала комплексов. Так осуществляется дополнительный контроль, позволяющий нефтепродуктам соответствовать самым высоким стандартам. Тем более что все лабораторные тесты проводятся независимой компанией, что гарантирует непредвзятость отчетов о качестве топлива.

«Эта система зарекомендовала себя как наиболее надежная. Мы всегда смотрим, где можно усилить инспекционный контроль на АЗС, тестируем новые системы и изучаем передовые технологии»,— отмечают в «Татнефти».

Уже сейчас на автоматических заправочных станциях и многих АЗС производится безоператорный прием топлива. То есть слив нефтепродуктов в резервуар (подключение сливных рукавов, контроль слива, отстыковка и уборка) производит водитель бензовоза.

В свою очередь, на сервисных АЗС операторы следят за сливом по видеонаблюдению, а контролирует процесс ультразвуковая система оценки уровня топлива и воды в резервуаре. Она выстроена таким образом, что исключает даже малейшее попадание воды в резервуар. После слива операторы отбирают пробу топлива из ТРК, чтобы убедиться, что топливо чистое, без механических примесей и воды. Такие пробы утилизируются после двух последующих поставок.

Затраты оправданы

СМИ часто напоминают о существующей вероятности встретиться на дорогах России с некачественным топливом — на совсем «кустарных» АЗС. Однако если заправляться на АЗС крупных компаний, то риск практически сводится к нулю за счет хорошо налаженного контроля качества. Гораздо чаще проблемы возникают из-за недостаточно профессионального обслуживания автомобиля.

«Для того чтобы наши сотрудники могли квалифицированно ответить на все вопросы наших клиентов по качеству топлива, мы регулярно проводим внутреннее обучение персонала, во всех деталях разъясняя ему тонкости современного производства топлива»,— говорят в «Татнефти».

Очевидно, что подобное обеспечение качества — всегда очень дорогой процесс, но это позволяет завоевать доверие потребителей. Так что для компании особенно важна обратная связь. «Мы всегда стараемся идти навстречу нашим клиентам, ни одна жалоба, в том числе и на качество топлива, не остается без внимания. Дополнительно к нашей регулярной программе подтверждения качества топлива, мы проводим испытания проб топлива в случае получения каждого отзыва наших клиентов, что позволяет нам продемонстрировать уверенность в заявленном уровне качества», — отмечают в «Татнефти».