Крупные инфраструктурные проекты, которые сегодня реализуются в Санкт-Петербурге повышают потребность в дорожно-строительной технике. Сегодня наиболее выгодным и прозрачным механизмом ее приобретения является лизинг.
По итогам 2017 года лизинговая отрасль России выросла на 30% и достигла 1,1 трлн. рублей, превысив исторический минимум.
По итогам 9 месяцев 2018 года рост еще более внушителен — он составил в среднем по отрасли около 48%.
На Санкт-Петербург приходится 18% этого рынка.
Два года назад для повышения прозрачности рынка лизинга, соблюдения интересов как лизингодателя, так и лизингополучателя была инициирована реформа лизинговой отрасли. За это время отрасль действительно стала более прозрачной и доходной для государства и считается одним из ведущих драйверов российской инвестиционной политики. Уверенный рост рынка лизинга стал в последнее время самой яркой его тенденцией.
Согласно статистике по сегментам (авиатехника, ж/д вагоны, легковой транспорт, грузовой транспорт, строительная дорожная техника и т.д.) драйверами роста рынка в прошлом году стали автолизинг и железнодорожная техника. Объем последнего сегмента увеличился за 2017 год более чем вдвое.
Лизинг спецтехники относится к одному из десяти ТОП сегментов лизинговой деятельности. Доля этого сегмента в этой отрасли неуклонно растет. В 2017 году было передано на 52% больше спецтехники по объемам стоимости переданного имущества, чем в 2016.
Мнение
Эдуард Анашкин
Генеральный директор
ООО «ЛХ Файнэншл Сервисез», дочерней лизинговой компании концерна Liebherr.
Лизинг становится на цивилизованные рельсы. Специализация лизинговых компаний в определенных сегментах — необходимое условие для успеха на рынке. У каждой компании свои рейтинги, свои способы оценки финансовой состоятельности потенциального лизингополучателя и т.д. Если легковую машину правильнее просто вернуть во владение, найдя по маячку, то, к примеру, чтобы забрать тот же экскаватор Liebherr R9200, его только разбирать придется две недели. Прийти и увезти — невозможно. Поэтому у каждой лизинговой компании своя специализация.
Лизинг считается сегодня одним из драйверов инвестиционной политики страны, занимая второе место по объему портфеля (после банковской сферы). Соответственно лизинговая отрасль, в которой действует множество компаний с государственным участием, интересна Центробанку РФ. Развитию лизингового рынка способствуют программы господдержки в транспортных сегментах, а также снижение ключевой ставки, что уже привело к увеличению объема профинансированных средств за счет банковских кредитов.
Доля малого и среднего бизнеса среди лизингополучателей также неуклонно растет. К примеру, доля МСБ в 2017 году составила более 50%, исторически именно малый и средний бизнес и являются основным потребителем лизинга. Крупные компании имеют больше возможностей в привлечении более дешевого банковского финансирования.
Преимущество лизинговых компаний перед банковскими структурами — отсутствие требования об обязательных резервных капиталах, что положительно влияет на гибкость их рыночных стратегий.
В лизинге, несмотря на то, что продается услуга, отмечают специалисты, более первичен поставщик. Сначала поставщик определяется с техникой, а затем обращается к лизинговой компании для получения лучших условий ее приобретения.
Лизинг имеет преимущество не только перед приобретением за счет банковского кредита, но и перед прямой рассрочкой. Последняя, как правило, также несет дополнительные расходы для клиента и, кроме того, предоставляется на небольшой срок — в среднем до года. Тогда как средний срок действия лизинговых соглашений — от трех до пяти лет, а на крупное имущество — до семи лет.
Мнение
Николай фон Зеела
Генеральный директор ООО «Либхерр–Русланд».
Мы рады что лизинг, который ещё 15 лет назад в РФ был чем-то новым, сегодня стал распространенным инструментом для осуществления сделок по поставке нашей техники в Россию.

Более того, много лет работает наша собственная компания LHF - 100% дочка компании Либхерр, работа которой сегодня охватывает весь перечень техники Либхерр на территории страны, что позволяет предоставлять нашим заказчика выгодные условия приобретения техники Liebherr.

Цифры
составил в этом году рост продаж некоторых видов рынка дорожно-строительной техники (по итогам трех кварталов 2018 г.)
15-18% российского рынка строительной техники приходится на Санкт-Петербург, он является одним из самых оснащенных строительной техникой городов.
75% всех сделок по приобретению строительной техники приходится на лизинг, поскольку на сегодня это самый удобный инструмент для бизнеса
Компания Либхерр передает в лизинг 30-35% проданной техники
В городе работают десятки компаний, предоставляющие этот вид финансовых услуг. Однако как показывают последние исследования для лизингополучателя помимо выгодных условий приобретений техники не менее важным фактором является репутация компании-лизингодателя.

Один из крупнейших международных игроков рынка строительной техники, компания Liebherr имеет в России свое лизинговое подразделение — ООО «ЛХ Файнэншл Сервисез».

Специфика ООО «ЛХ Файнэншл Сервисез» — техника компании Liebherr во всех возможных сегментах. И только за последние пару-тройку лет у лизинговой компании появились клиенты, получившие в лизинг имущества на десятки миллионов рублей. Один из таких примеров — сотрудничество с ООО «УК «Разрез Майрыхский», взявшим в лизинг техники на 25 млн евро. Это типичный пример: угольная промышленность сейчас — один из наиболее активных лизингополучателей.
Лизинг, как финансовый инструмент предоставляет гибкое, ориентированное на конечного заказчика финансирование, позволяющее учитывать специфику его бизнеса, предоставляет налоговые льготы при учете лизинговых платежей, является более доступным инструментом именно для приобретения спецтехники, учитывая специфику бизнес-процессов определенного заказчика, например сезонность поступления денежных средств. Фиксированные лизинговые платежи упрощают бюджетирование и планирование развития бизнеса.
Стабильность лизинговой компании гарантирует сам характер ее деятельности. Поскольку взятое в лизинг имущество остается собственностью лизингодателя, если у лизингополучателя начинаются финансовые проблемы до выплаты полной стоимости имущества в лизинге, лизингодатель может подать заявление о признании клиента банкротом и получить недополученную прибыль через продажу его имущества по так называемому «сальдо методу». Утвержден специальный формуляр, который рассматривается при ведении дела о банкротстве и куда вносятся сведения об имуществе в лизинге, привлеченном лизингодателем финансировании, невыплаченном лизингополучателем остатке, оценочной и продажной стоимости имущества и т. д.
Семейное предприятие Liebherr было основано Гансом Либхерром в 1949 году и на сегодняшний день представляет собой группу компаний, охватывающую более 130 предприятий и объединяющую более 42 000 сотрудников во всём мире. Сохраняя статус семейного предприятия, группа компаний Liebherr входит в число крупнейших мировых производителей строительной техники. Наряду с этим Liebherr является признанным поставщиком высококачественных решений для авиационной, машиностроительной и транспортной отраслей. Головное предприятие группы компаний — «Либхерр-Интернациональ АГ» (нем. Liebherr-International AG) расположено в городе Бюль, Швейцария. Акционерами «Либхерр-Интернациональ АГ» являются исключительно члены семьи Либхерр.
Первое представительство группы компаний Liebherr в Москве было аккредитовано в 1972 году. Успешная деятельность компании в СССР, а позже и в России, повлекла за собой создание в 2000-ном году российской дочерней компании ООО «Либхерр-Русланд».
Мнение партнеров
Йонас Рёвер
Генеральный директор
АО «Дойче Лизинг Восток».
- Deutsche Leasing сотрудничает с компанией Liebherr на международном рынке уже несколько десятилетий, Liebherr — наш важнейший партнер. Совместная работа началась с мобильных кранов, однако растет финансирование землеройной и перевалочной техники. В России мы активно сотрудничаем уже более 10 лет, и в последние годы общий объем нового бизнеса составлял около 2,5 миллиардов рублей в год.

Спрос и потребность в технике последние годы довольно высокие. Однако отсутствие уверенности в развитии цен на нефть и курса валют ведут к осторожному отношению к дорогой технике. Мы ожидаем переноса фокуса внимания на бывшую в употреблении технику или альтернативы из Китая. В настоящий момент мы наблюдаем две противоположные тенденции. Количество сделок уменьшается, однако их средняя стоимость растет. При этом большее влияние на идущие через нас сделки в секторе строительной техники оказывает платежеспособность клиента, а не спрос.

По нашему опыту, лизинг в России выбирается не только по соображениям балансовой политики, но и составляет финансовую альтернативу кредиту. Правовая политика в этих вопросах сильно изменилась за последние 10 лет. Предстоящая реорганизация лизингового законодательства вызовет дальнейшие широкомасштабные изменения, для ряда лизинговых компаний это будет важным испытанием.