Рынок безопасности
на Северо-Западе
— мнение эксперта Hikvision
Интеллектуальные системы или автоматизация — что выбирают заказчики
Северо-Западный федеральный округ, и прежде всего Санкт-Петербург, является одним из важнейших регионов в России с точки зрения развития научно-технической базы и инновационного развития страны. Здесь активно реализуются проекты по внедрению интеллектуальных технологий в транспортную инфраструктуру, по применению современных технологий для обеспечения безопасности музеев. В конце ноября прошла встреча глав субъектов СЗФО «Клуб губернаторов Национальной технологической инициативы», на которой руководители областей обозначили приоритеты в направлении развития регионов: повышение уровня комфорта городской среды и развитие туризма. О том, как развиваются проекты по безопасности и сам рынок в СЗФО, рассказывает представитель технологической компании — поставщика интеллектуальных решений, директор по развитию бизнеса в регионе Павел Кудров.
Павел Кудров, директор по развитию бизнеса в СЗФО, Hikvision Russia
В сферу безопасности пришел из ИТ. До прихода в Hikvision работал в сфере ИТ и системной интеграции. В 2016 году меня пригласили в компанию развивать проектное направление. Два года я был менеджером по развитию: интенсивно изучал новую для себя сферу безопасности, продукты и технологии. В 2018-м занял должность регионального директора по развитию бизнеса компании в Северо-Западном федеральном округе.
В СЗФО равномерно развиваются практически все основные отраслевые направления.
В регионе мы работаем с очень разными с точки зрения специализации партнерами. Есть задачи в нефтегазовой области, запросы из туристического сектора, крупные государственные заказы. Несколько интересных проектов мы реализовали вдоль береговой линии — необходимо было обеспечить безопасность на объектах морской инфраструктуры, автомобильных и железнодорожных подъездах к ним. Часто к нам обращаются с запросами на защищенное оборудование. Из-за близости к воде — особенно на севере региона, в Мурманской области — многим заказчикам нужно оборудование в специальных корпусах и кожухах, которые устойчивы к резким климатическим изменением, коррозии. Такие устройства мы использовали в проекте для одной из добывающих компаний из нефтегазовой отрасли: камеры перед установкой тестировались в соляных лабораториях и холодильных камерах, чтобы проверить их работоспособность в сложных условиях.
Высокую концентрацию системных интеграторов с сильной экспертизой мы наблюдаем в Санкт-Петербурге.
Также особо отмечу Калининград и Калининградскую область и, конечно, Сыктывкар, Республика Коми.
Чем ближе к крупным городам, тем выше спрос на интеллектуальные системы безопасности.
Больше всего запросов на новые решения, «умные» аналитические модули наблюдается в Санкт-Петербурге: здесь сосредоточено большое количество крупных заказчиков, а также наших партнеров-интеграторов, которые открыты современным разработкам, с интересом изучают тренды рынка. Но чем дальше от мегаполиса, тем спрос на подобные системы ниже, растет количество запросов на так называемые классические решения для безопасности. Обычно частным клиентам и заказчикам из сегмента малого и среднего бизнеса нужны самые обычные камеры с регистраторами и несложным софтом для работы с архивом.
Главные тренды на рынке безопасности — глубокая аналитика и единые программные платформы.
Несмотря на то, что эти тенденции еще не захватили сегмент небольших инсталляций, в больших проектах именно они формируют основу технического задания. Крупные заказчики и системные интеграторы заинтересованы в применении алгоритмов глубокого обучения, с помощью которых можно строить поведенческие модели, различать объекты по ключевым признакам: черты лица, пол и примерный возраст человека, эмоции, наличие отличительных предметов (очки, сумки, трости), анализ транспортных средств (цвет, марка, тип кузова). Тренд единых программных платформ вытекает из того факта, что многие заказчики долгое время поэтапно строили на своих объектах системы безопасности, которые никак не связаны между собой. Управлять каждым элементом в отдельности — это трудозатратный и крайне неэффективный процесс. Поэтому если есть технические возможности для интеграции, то существующее оборудование объединяют в систему. Если нет — приходится все строить заново с учетом интеграционных требований, протоколов, технологической совместимости устройств.
Городам также нужны единые информационные системы.
Это большая проблема большинства городов, не только в России, но и во многих странах мира. Типичная ситуация выглядит следующим образом: камеры в городе устанавливают разные ведомства для решения разных задач. Одни камеры следят за дорогами, другие — за улицами, третьи — за дворами и подъездами. И у каждой группы камер — свой владелец и свой мониторинговый центр. Когда камера одного ведомства зафиксировала инцидент, интересный другому, нужно подавать официальные запросы на предоставление записи нужного фрагмента, какое-то время ждать ответа. Подобная ситуация не располагает к тому, чтобы работать с данными в режиме реального времени или хотя бы с минимальной задержкой. Многие инциденты из-за этого остаются без оперативного внимания, их разбор и расследование отнимают большое количество сил и ресурсов.
Мир разработчиков всегда существует «немного в будущем», поэтому мы часто общаемся с заказчиками, чтобы приблизить их к этому будущему.
На каждой встрече с потенциальными заказчиками мы выясняем, что и как работает на объекте, с какими проблемами сталкивается клиент и что бы он хотел получить в итоге. Это позволяет понять, каким именно процессам нужно уделить больше внимания и как выстроить эффективное решение. Как результат, заказчик не просто закрывает пробелы в системе безопасности, но и получает дополнительную ценность. Например, автоматизируются некоторые рутинные процессы, производится анализ информации, которую генерируют устройства. Это пример дальновидного подхода, потому что рано или поздно эти задачи возникнут — а решение для них уже есть. Но чтобы предусмотреть все эти задачи и решения, нужны специалисты высокого уровня и с хорошими компетенциями в сфере ИТ, систем безопасности, с большим багажом реализованных проектов и, соответственно, опыта. Если такого специалиста нет в штате заказчика, всегда лучше обратиться за рекомендацией к тем, кто работает на этом рынке и обладает нужными знаниями.
«Умный город» сегодня — пока просто безопасный город с большим количеством автоматизированных систем.
Что большинство из нас представляет, когда мы слышим словосочетание «умный город»? Скорее всего, город, в котором на каждом шагу встречаются инженерно-технические системы самого разного назначения. Например, движется человек или автомобиль — на их пути загорается нужный свет, открываются двери или ворота. Но только не нужно путать понятия «умных» и «автоматизированных» систем. По-настоящему «умный город» — это когда автоматизированные системы не просто машинально выполняют свои функции, но когда они помогают рационально использовать время и ресурсы, могут «понять», кому, куда и какую информацию транслировать, какой сигнал отправить, какую подсистему активировать, в каких-то моментах предугадывать события, чтобы и система, и человек были готовы к определенным явлениям.
Неожиданно для многих ключевыми заказчиками интеллектуальных систем безопасности в Санкт-Петербурге стали музеи.
К 2009 году, когда мы открыли филиал компании в Северной столице, большинство музеев уже обзавелось классическими системами безопасности. Поэтому уже более десяти лет идет процесс постепенной модернизации и внедрения новых «фишек». Например, автоматизированное управление движением очереди, распознавание постоянных посетителей, проверка билетов и многое другое. Было очень неожиданно получать такие запросы именно от музеев! Сейчас мы занимаемся проектом для одного крупного музея современного искусства в Петербурге, в котором задействованы такие инструменты, как Business Intelligence (BI, бизнес-аналитика). Для постоянных посетителей музея будут заведены цифровые профили, билеты они смогут покупать по специальным ценам и проходить по отдельному «коридору», который оборудован терминалами доступа с функцией распознавания лиц и измерения температуры тела.
Перспективное направление для работы — автозаправки.
Уже сейчас с их стороны есть огромный интерес к оборудованию и софту для распознавания лиц и учета рабочего времени сотрудников, распознавания ТС постоянных клиентов, для анализа торговых залов, продуктовых стеллажей и передвижения покупателей. Все это позволяет анализировать работу конкретных точек, строить эффективную и рабочую бизнес-стратегию, улучшать клиентский опыт, повышать качество сервиса. Думаю, в скором времени несколько таких проектов появится на территории СЗФО.
Более 5000 камер будут обеспечивать безопасность Кольцевой Автомобильной Дороги в Санкт-Петербурге и области. 
Общая протяженность трассы составляет более 140 км. Сейчас на объектах транспортной инфраструктуры ведутся работы по оснащению инженерно-техническими средствами (системами) обеспечения транспортной безопасности, в том числе cиспользованием оборудования Hikvision, а именно – камер видеонаблюдения. Система безопасности будет помогать вести мониторинг за съездами и развязками, виадуками и другими конструктивными элементами КАД. Учитывая сложные климатические условия эксплуатации (высокая влажность на отдельных участках дороги, возможные перепады температур и т.д.) для проекта выбирались камеры в специальных защищенных корпусах, которые обеспечивают стабильную работу оборудования при низких температурах и защищают устройство от влаги и пыли.
Современная компания на рынке безопасности — больше «айтишник», чем «безопасник».  
Классические системы безопасности все чаще ассоциируются с силовыми структурами, проектами с госфинансированием, где есть совершенно четкая и понятная задача по охране территорий и объектов. Эксперименты с новыми технологиями и оборудованием, как правило, проводятся в коммерческом или частном сегменте, где уже работают преимущественно ИТ-специалисты, которые мыслят совершенно по-другому: гибче, шире, интересуются аналитикой, повышением эффективности бизнес-процессов. Такие ИТ-интеграторы и ИТ-инсталляторы значительно быстрее могут представить заказчику все преимущества современных решений, даже если клиент обратился для покупки «просто камеры». Именно такие люди сегодня продвигают рынок интеллектуальных систем, а также медленно, но верно убеждают тех самых безопасников, что классическая система безопасности может работать еще лучше, если в нее добавить интеллект и ряд каких-то функций. И количество проектов, основанных именно на ИТ-решениях, постепенно растет.
Мой девиз — лучше жалеть о сделанном, чем об упущенной возможности.
Я часто оказываюсь «на распутье», когда нужно принять ответственное решение, но посоветоваться не с кем. Тогда я просто беру и делаю. Это лучше, чем обрастать страхами, бесконечно собирать мнения окружающих и потом жалеть об упущенном моменте. Если я сделал все возможное для решения вопроса, но что-то не получилось так, как хотелось, тогда можно честно самому себе признаться, что ты использовал данный тебе шанс на 100% и в будущем сможешь учесть все ошибки, чтобы сделать лучше.